Добро пожаловать на портал вебмастеров WebmastersBY
Веб-программирование

GET параметры

GET параметры предназначены для передачи запросов клиент-сервер посредством http-протокола. Каждый параметр представляет собой пару имя=значение.

GET параметры

GET параметры используются при разработке сайтов и их продвижении гораздо чаще, чем это можно даже предположить. Это важный и полезный функционал, поэтому понимание принципов его работы необходимо любому веб-разработчику и вебмастеру.

Как выглядят GET параметры

GET-параметры можно увидеть невооруженным глазом в запрашиваемом URL. Именно поэтому их часто называют URL параметрами или строками запроса. Типовой пример выглядит так:

https://webmasters.by/html-coding?sortby=date&direction=asc

Здесь мы видим два GET параметра – sortby и direction, а также их значения – date и asc соответственно. От основного URL они отделяются символом ? (вопросительный знак), а между собой – & (амперсанд). При использовании только одного GET параметра концевой амперсанд не требуется.

Типы GET параметров

По своим свойствам GET параметры в URL делятся на два основных типа:

  • активные,
  • пассивные.

Первые модифицируют контент на странице и используются для реализации такого функционала, как паджинаторы, сортировщики, фильтры, поиск и др. Это позволяет, например, сохранять и делиться результатами поиска или отправлять через мессенджер ссылку на конкретную страницу блога или каталога товаров:

https://webmasters.by/search?sq=верстка

Вторая категория контент HTML-страницы не изменяет и применяется для других целей. Самым простым и очевидным примером такого использования являются UTM-метки, применяемые в контекстной рекламе. Эти GET запросы можно анализировать на стороне клиента или сервера и – с их помощью – определять эффективность тех или иных рекламных объявлений:

https://webmasters.by/?utm_source=internal&utm_medium=referral&utm_campaign=summer_discounts&utm_content=homepage_banner

Как я могу использовать GET запросы?

Движок, на котором работает ваш сайт наверняка имеет функционал, использующий GET параметры. Поэтому безотносительно CMS конкретных рекомендаций мы дать не можем. Но если вы занимаетесь разработкой дополнительного обвеса в виде модулей, GET параметры можно использовать, и довольно эффективно.

Те же самые UTM-метки можно применять, например, для маркировки важных ссылок на сайте и дальнейшего отслеживания переходов по ним. Анализ можно производить либо разработанными самостоятельно средствами, либо сторонним сервисом аналитики. Например, Яндекс Метрика имеет встроенный отчет по UTM-меткам.

Проблемы и подводные камни

Самым главным вопросом, возникающим при использовании GET параметров, является дублирование контента. Все остальные “беды” – это лишь производное от дублей.

Поясним суть проблемы на предыдущем примере:

https://webmasters.by/html-coding
https://webmasters.by/html-coding?sortby=date&direction=asc
https://webmasters.by/html-coding?sortby=hits&direction=desc

Как видим, у нас есть три ссылки на один и тот же раздел. Различие в том, что первый вариант использует сортировку по умолчанию, второй – по дате (новые в конце), третий – по просмотрам (самые популярные в начале). Технически это страницы с одним и тем же контентом. Различие лишь в способе его сортировки.

Но если для нас дифференцирование понятно, то у поисковых систем могут возникнуть сложности. Например, в SERP может попасть ссылка с “неправильной” сортировкой, и посетитель не увидит новые материалы.

Кроме этого, поисковая система фиксирует и индексирует подобные ссылки, исходя из факта их присутствия на сайте. Поскольку никаких сигналов ранжирования они не несут, и у вашего SEO-специалиста, и у заказчика могут возникнуть вопросы.

Одним из неочевидных, но весьма болезненных последствий может стать нецелевое расходование краулингового бюджета. Если коротко, то это квота, которую та или иная поисковая система выделяет для обхода и перехода вашего сайта. Без явных указаний, бот Гугла или Яндекса займется ссылками фильтров или сортировщиков вместо индексирования гораздо более важного или обновленного контента.

Как с этим бороться?

Решений проблем, связанных с использованием GET параметров, достаточно. Прежде всего, это применение канонического URL – тега, размещаемого в блоке <head> HTML-документа. В нем можно “сообщить” поисковой системе, что данная страница является неуникальным вариантом страницы, размещаемой по канонической ссылке. Например, для вывода, формируемого сортировщиком страниц, необходимо в качестве канонического URL необходимо использовать дефолтную ссылку раздела:

<link rel="canonical" href="https://webmasters.by/html-coding">

Если ваша CMS не справляется с этой задачей, используйте файл robots.txt В нем можно указать адреса или GET-параметры, которые поисковые системы должны игнорировать:

...
# запрещаем индексирование результатов поиска по сайту
Disallow: /search
# или параметра программного фильтра:
Clean-param: filter
...

Как видим, все достаточно просто. Важно лишь вовремя проверить и установить правильное значение канонических URL для проблемных страниц или указать соответствующие директивы для них в robots.txt

Выводы

URL или GET параметры являются важным средством коммуницирования между клиентским браузером и удаленным сервером посредством HTTP-протокола. Если заблаговременно или вовремя решить вопрос дублирования контента и вызываемые этим негативные последствия, в вашем распоряжении окажется мощный инструмент не только для работы с контентом сайта, но и анализа его посещаемости.

Комментарии 0

Новый комментарий

Имя:
Для редактирования комментария осталось 10 минут
Комментарии отсутствуют